Шагрень – это заметный при визуальном осмотре дефект лакокрасочного покрытия. Его можно назвать своеобразной апельсиновой коркой, выраженной в различной степени. Неровность на поверхности кузова может быть довольно серьезной, достигая 1 сантиметра, так и мелкой, в несколько миллиметров. Убрать шагрень с лака после покраски авто будет значительно сложнее. О том, почему данная проблема возникает, и как убрать шагрень после покраски авто, мы обсудим в этом материале.
Причины возникновения шагрени
Шагрень при покраске авто появляется в результате пренебрежения технологией лакокрасочных работ, что часто бывает у неопытных специалистов. Но и профессионалы при покраске кузова могут допустить данную оплошность. В некоторой степени шагрень проявляется на любой окрашенной поверхности, но грамотное окрашивание позволяет минимизировать эффект. Шагрень при покраске автомобиля может возникнуть в результате неправильного выбора компонентов, неподходящих инструментах и условиях, а также при неквалифицированной настройке краскопульта. В итоге небольшие фрагменты краски не образуют единое целое, а на кузове остаются дефекты. Порой материал может очень быстро высохнуть, а иногда краска не слишком жидкая. Также бывают ситуации химического конфликта при покраске авто. Ситуация с химией проявляется при работе в три этапа, когда наносится грунтовка, затем краска и финишная лакировка. Если один из слоев является несовместимым, возможно и образование шагрени, и малый срок службы всего покрытия. Почему шагрень при покраске авто появляется при ошибке на любом этапе? Если вы оплошали еще во время грунтования, дальнейшими слоями проблему уже не исправить. Избегать ее можно только при внимании к нанесению всех компонентов.
Как избежать шагрени при окрашивании
Огромное значение имеет грамотный выбор материалов. Идеальная ситуация, когда грунтовка, краска, лак и растворитель подбираются из одной серии конкретного изготовителя. Важен выбор изделий с единым принципом полимеризации поверхности. Но проблема может возникнуть и в процессе нанесения материалов на кузов – именно это и происходит наиболее часто. Безусловно, прочность и долговечность ЛКП не пострадает, но об эстетичности можно забыть. Очень часто появление дефекта происходит из-за оборудования. От краскопульта требуется высокое качество, в противном случае инструмент будет совершать «плевки», создающие неровности покрытия. Настройка системы требуется перед каждой работой, так как характеристики могут варьироваться и у оборудования, и у лакокрасочных материалов. Большое значение также имеет применяемый компрессор. При неравномерной подаче воздуха краска также поставляется обрывисто. Агрегат должен быть чистым. Наконец, требуется надлежащая температура и влажность воздуха в помещении, где производятся работы. Чем больше температура, тем быстрее испаряется растворитель в материалах. Также испаряемость происходит быстрее при низкой влажности. То есть, помещение должно быть увлажнено, а температура воздуха в нем не должна превышать 23 градусов.
Технологии нанесения
Незнание технологии работы с краской – проблема многих новичков. Важен подбор правильной консистенции материалов, удержание нужного расстояния от краскопульта до кузова и другие нюансы. Для начала стоит попробовать окрашивание на другой поверхности, чтобы выявить появление шагрени до работы над самим кузовом автомобиля. Перед началом работ выполняется определение типа краски. Сегодня можно приобрести не только грунт, но и краску с отвердителем. Следует знать период застывания ЛКП. Да, оно будет не полноценным, а лишь первичным, но поможет установить возникновение дефектов еще на старте работ. Можно будет настроить жидкость краски, успеть замешать и нанести состав за период, равный половине времени затвердевания (часто это двадцать минут, то есть, наносить нужно за десять). Чем более жидкий материал, тем ниже вероятность появления неровностей, но могут появляться подтеки. Новичку нужно научиться искать компромисс. Зачастую изготовители ЛКМ упоминают в инструкции желаемую консистенцию и оптимальные пропорции, но это общие советы. Выбор все равно придется совершать конкретно для вашего случая. Следующий момент – нанесение краски. Огромное значение имеет как скорость перемещения оборудования, так и расстояние до кузова. Чем оно больше, тем выше шанс получить дефекты, но чем меньше, тем больше возможность образования подтеков. Так что здесь тоже нужен поиск компромисса, с предварительным тестированием на пробной поверхности. Одновременно использовать каждый вариант не имеет смысла, так как характеристики взаимосвязаны, и любой параметр повлияет на другой. Настройка нуждается в корректировке только одного свойства и достижении требуемого итога. Если заниматься регулировкой многих параметров, перебор выполняется поочередно.
Если шагрень все же появилась
Если итоги окрашивания имеют дефекты, переделывать всю работу с нуля, возможно, и не потребуется. Исправить проблемы поможет полировка кузова. Данный процесс зависит от некоторых деталей. Для начала, имеет значение масштаб проблемы, глубина дефектов и слой, на котором они возникли. Самая сложная ситуация – шагрень на нижнем слое, а проще всего удаляется неровность с лака. Как убрать шагрень на лаке после покраски? Данный процесс возможен только после застывания каждого нанесенного слоя материала. По меньшей мере, нужно выждать сутки, но порой приходится ждать целый месяц, иначе полировка провалится, и без перекрашивания будет не обойтись. Для выполнения этой работы потребуется:
- Шкурка с размером зерен P1500;
- Абразивные пасты для борьбы с шагренью – зачастую это будет 3 вида, для каждоq из трех стадий;
- Очищенная вода, в идеале – дистиллированная.
На начальном этапе осуществляется матирование кузова посредством шкурки – это можно выполнять вручную или с помощью инструментов, но обязательно с водой. Затем выполняется обработка поверхности абразивами. Важен строгий порядок – от максимальной зернистости к минимальной. Не забывайте об использовании жидкости. Для каждого действия важны равномерные движения, иначе возможно появление полос, а бесконечно совершать попытки не получится – их число ограничено нанесенным объемом ЛКМ. Так что, если вам сразу не удалось убрать шагрень, чаще всего это означает новую покраску. Если окрашивание произошло с дефектами, которые не удалось отполировать, придется начинать работу с нуля, но ее будет даже больше. Старое-новое покрытие нужно удалять целиком, ведь присутствующие на кузове неровности повлияют на новую краску. Правильнее всего очищать кузов до металла механическим путем, используя специальные диски для углошлифовального оборудования или же проволочные битки для дрели. Но во всем важно чувство меры, чтобы не перегреть кузов и не протереть металл целиком.
Почему удаление шагрени стоит доверять профессионалам
Уже вполне очевидно, что любые самостоятельные действия по устранению неровностей ЛКП чреваты дополнительными проблемами и затратами. Неопытные работники, занимающиеся удалением шагрени, могут еще больше усугубить проблему. Обращаясь к нам на СТО Кузовщик, вы доверяете автомобиль профессионалам своего дела. Мы точно знаем, как отполировать шагрень после покраски, располагаем всем необходимым оборудованием и опытом по возвращению лакокрасочного покрытия в идеальное состояние. А общая стоимость работ будет куда более приемлемой, чем новое окрашивание кузова в результате действий некомпетентных специалистов из сомнительных автомастерских.